Каждый игрок может стать командиром. Готовьтесь к тому, что во время "быстрого боя", какие бывают на картах маленького размера, у командира иной раз нет времени даже написать что-нибудь в чат. Часто поражение оказывается виной командующего, который вовремя не посмотрел куда-то, не указал что-то, и - потерянные флаги, атака с тыла, взорванные приборы разведки и артиллерия. Если готовы к ответственности - то сразу по запуску карты, когда отсчитывается время до старта, выдвигайте свою кандидатуру.
Отводится некоторый срок для всех желающих, поэтому нужно успеть именно в это время. После нажатия на кнопку система выбирает игрока с наивысшим званием и наибольшим опытом игры, который и занимает место командующего. Сейчас мы не будем рассматривать пример, когда пост занят кем-то старшим, и отталкиваемся от того, что командир - вы. Система выдаст нам вопрос "Вы готовы занять место командующего?", кнопкой PageUp соглашаемся, PageDown - отказываемся. Единственный раз мне пришлось жать кнопку отказа, так как я случайно выдвинул свою кандидатуру вместо создания отряда Альфа. Вы - командир. Теперь Вы можете не просто смотреть карту боя, но и управлять этим боем. Однако, не забывайте: если Вы решите учиться, но все будет "валиться из рук" - игроки могут сместить Вас с поста командира!
Командир имеет уникальные возможности на карте, доступные так-же лишь командиру команды противника. Он - единственный, кто может общаться по голосовой связи сразу со всеми командирами отделений. Так-же, он может (и обязан) давать приказания для каждого отряда. И - ему доступны периодические функции сканирования всего поля боя, установки беспилотного разведчика над определенной точкой, артиллерийского удара по небольшой площади и сброса автомобиля или ящика с медикаментами, боеприпасами и ремонтными деталями для техники. Рассмотрим подробнее каждую функцию командира.
Артиллерия.
Артиллерийский удар - это залп трех пушек, расположеных, обычно, у нас в тылу. Их снарядам требуется целых пятнадцать секунд, чтобы долететь от точки залпа до указанной командиром зоны обстрела, и стрелять нужно с упреждением. Помните, что залп артиллерии - не одновременный, поэтому снаряды долетать до земли будут по очереди. Это может дать шанс противнику успеть выйти из зоны поражения. Однако, если нашей целью является защита необороняемого бойцами флага - даже отход противника даст нам ценные секунды для подхода собственных войск. Артиллерия - очень эффективна, если научиться ею пользоваться. В зоне поражения она уничтожает практически всю пехоту, очень сильно ломает (а иногда и взрывает) технику и даже может сбить самолет или вертолет, низко летящими над местом артудара! Я не указал слова "вражеские", так как собственная техника и пехота, попавшая под артиллерийский удар, так-же получит огромные повреждения. Одно утешает - наши войска видят на карте и мини-карте куда будет нанесен удар, и могут отойти в сторону от него.
Однако, артиллерию можно уничтожить. Три орудия, которые стоят под открытым небом, подвержены любому урону (кроме, может быть, ножевого). Самый верный способ уничтожить вражеские пушки - это боец спецподразделений со взрывчаткой С4. Две такие бомбы гарантированно уничтожают артиллерию, значит, даже без поддержки он может взорвать две из трех имеющихся пушек.
Стоит говорить, насколько важно убить его до того, как он выполнил свой план? Именно для этого нам выданы устройства слежения.
Сканирование.
У командующего есть два типа сканирования боя: общий, который покажет на некоторое время все вражеские войска на поле боя, и местный, с помощью воздушного беспилотного разведчика. Общее сканирование происходит в виде вертикальной линии, неспешно проходящей через всю карту, и отмечающей по проходждению все войска противника красными точками (без указания типа - танк там, или боец). Информация данного вида доступна лишь командиру, поэтому всегда показывайте (см. ниже) дружественным бойцам, где находится самый ближний или самый опасный, с точки зрения захвата флагов, враг. Беспилотный разведчик - напротив, показывает информацию сразу всем дружественным войскам, отмечает тип противника, но летает лишь над одной точкой небольшим кругом вокруг себя просвечивая пространство. Работать два сканирования должны вместе: сначала мы сканируем поле боя в поисках наибольших скоплений вражеских сил, затем примерно вычисляем их направление и точку, где они получат бой от наших войск, и затем рядом с этой точкой запускаем беспилотный разведчик. Если все сделано правильно - наши войска получат полную информацию о расположении врага именно тогда, когда завяжется бой, когда это всего нужней.
UAV при взгляде с вертолета:
Радарная станция UAV:
Но, помимо основных боев, сканирование поможет нам при выявлении снайперов или спецподразделений врага на нашей территории. Они могут преследовать несколько целей: захват флага в тылу (если флаг не uncap, т.е. не "незахватываемый"), отстрел дружественных пехотных войск скрытым снайпером, захват нашей техники (чаще всего - самолеты и боевые вертолеты), и - подрыв наших устройств снабжения. В идеале у нас есть небольшой мобильный отряд (вполне хватает 2-3 человек), который будет заниматься именно зачисткой войск в тылу, но - на публичных серверах обычно ни кто не занимается этой работой, а профессионалам и так все известно. Поэтому, обычно этим занимаются сам командир и/или несколько человек вне отрядов, которые появились на тыловых точках что-бы взять технику. Командиру лучше всего быть инженером или снайпером. Инженер сможет починить взорванные устройства (как артиллерию или устройства сканирования) и заминировать въезды на базу, а снайпер - с помощью клеймора защитить флаг или те-же самые устройства, или подстрелить бойца противника. Мы ограничены количеством взрывных устройств, мин всего пять, а клейморов - два, поэтому используйте их с умом.
Сброс поддержки.
У командира есть два варианта поддержать войска: сброс автомобиля и ящика со снабжением. И то и другое появляется над полем боя моментально, и плавно спускается на парашютах. Автомобиль нужен для войск, которые остались без техники, но им нужно добраться до удаленной точки - будь то точка атаки, защиты, или любая другая. Обычно автомобиль запрашивает командир отделения (которого могут попросить бойцы отделения), ведь ему с места виднее, когда нужен автомобиль. Так-же, ящик снабжения нужен, в основном, для раненной техники, и изредка - для бойцов. Помните, что любым сброшенным грузом может воспользоваться враг - и починить свои танки, и сесть в автомобиль!
Оба способа поддержки - оперативные, поэтому если запрос висит уже с полминуты, не стоит его исполнять, ведь, скорее всего, на той точке уже никого нет. Не сбрасывайте машину или снабжение одному или группе бойцов, находящимся в тылу врага! Возможно, это - группа снайперов или спецподразделение, вышедшее взорвать снабжение противника, и автомобиль в небе заметят все окружающие (в том числе и враги)! Дождитесь его запроса, если он в отряде - или спросите в чате, если вне отряда, нужно-ли ему это.
Командование.
Помимо функций у командира есть обязанность управлять отделениями. Как мы выяснили выше - одному ему видно все поле боя, и одному ему известно, в какой точке отряд принесет максимальную выгоду для команды. Поэтому командир обязан давать приказы отделениям. Если появится мысль "тот знает лучше, что делать" - или отбросьте ее, или уйдите с поста командира. Боец чаще всего видит свой автомат, нескольких врагов и редко - догадывается, где сидит вражеский снайпер. Командир видит все, включая те зоны, где нет ни одного дружественного бойца. Поэтому отряд, когда командир дает приказ защищать точку, обязан пойти и защитить точку несмотря ни на что: атакует он базу врага или защищает другую. В этом - самая главная ответственность командира, ведь если он неверно рассчитал силы отделений и направил их туда, где они не справились - виноват командир. Впрочем, если в армии все будут заниматься тем, что им прикажут, без малейших изменений в зависимости от обстановки - будет еще хуже (хотя в нашей армии к этому стремятся уже сотню лет). Определенной грани "выполнить приказ" и "действовать по обстановке" не существует, поэтому - после отдачи прямого приказа настоятельно реккомендую посоветоваться с командиром отделения о реальности его выполнения.
Командир может поставить командиру отделения следующие цели: атаковать точку, защищать точку, чинить точку, разрушить точку, передвигаться в точку и заминировать точку. Слева в окне командира под рядом кнопок поддержки (артиллерия, сброс машины, UAV и пр.) находятся списки отделений. Каждая строчка в них несет в себе информацию о классах бойцов в нем (нужно для приказов ремонта или минирования и пр.), и окно приказов. Там может гореть желтый вопросительный знак (командир отряда запросил у командира приказы), красный крестик (отказ от выполнения указанной задачи командиром), и зеленая галочка (подтверждение приказа командира и указание его бойцам отделения). Все приказы отделениям появляются после нажатия правой кнопкой на карте в меню командира при выбранном отделении. Так-же, наведя мышь на вражескую единицу (после подсветки общим сканированием или просто найдя врага через взгляд на трехмерную карту со спутника) и нажав правую кнопку мыши мы можем отметить ее на несколько секунд видимой на радарах и мини-картах всех наших войск. Причем, если сканирование показывает лишь красную точку - то наша отметка покажет уже полное описание цели: будь там танк, машина или снайпер.
Управление отрядами - самое тяжелое, что является заботой командиров, поэтому многие на публичных серверах пренебрегают этой функцией. У меня была ситуация, когда, будучи командиром отряда, после третьего запроса приказаний командир спросил меня в голосовом чате "сам не можешь выбрать, куда тебе пойти?!". Помимо этого этот человек постоянно находился в гуще боя и использовал лишь одну функцию - UAV над своей головой.
Заключение.
Командир не должен находиться в бою. В баталиях на 64 человека у командира нет времени заварить себе кофе или даже написать что-нибудь в чат. Даже прочитать этот самый чат. Командир на время боя - мозг, контроллирующий перемещение шести десятков точек на карте, учитывая личные показатели каждой из первых тридцати и примерную силу оставшихся. Он отдает приказы, вовремя использует радарные станции, постоянно следит за мгновенно меняющейся обстановкой боя. Когда другие - играют, он занимается сложнейшими просчетами. Есть лишь два исхода боя, и один из них - не второе место, а поражение. Так управляйте отрядами и следите за обстановкой так, что-бы Виктория сопутствовала Вам всегда!